Макрофото Cladonia fimbriata — от таксономии и анатомии до экологической пользы и особенностей распространения в разных биомах. Происхождение, характеристики и роль.

Среди сотен видов лишайников Cladonia выделяется удивительным сочетанием архитектурной изящности и жизнестойкости. На первый взгляд они могут показаться просто мхами или наростами на почве, но стоит присмотреться — перед вами миниатюрные пейзажи с рожками, чашами, «кустами», словно сотканными из инопланетной ткани. Именно эта форма делает кладонию легко узнаваемой даже без спецподготовки.
Как её определить:
- Наличие двух этажей: нижний — в виде серовато-зелёной корки или чешуек, верхний — в виде выростов (подиумов, рожков, чаш).
- Характерный цвет: спектр от почти белого до желтовато-зелёного и сизого серого. Ярко-зелёных или красных у представителей рода Cladonia не бывает, кроме апотециев — плодовых тел, которые у некоторых на концах рожков могут быть бордово-красноватыми.
- Субстрат: почти всегда — бедные кислые почвы, пни, кора хвойных деревьев, мхи, торф. Никогда — на известняке или голых камнях.

Где искать? В следующих местах:
- Открытые участки хвойных и смешанных лесов — особенно в сосняках.
- Заросли после вырубок, где земля не затенена кронами.
- Тундровые и субарктические ландшафты.
- Старые пни, мшистые поляны, уплотнённые бедные почвы вдоль троп.
Cladonia — пример того, как микромир формирует наше восприятие природы. Его формы — от чашевидных структур Cladonia fimbriata до арктических ковров rangiferina — словно выведены из альбома северного дзена. Эти структуры будто воплощают природный минимализм: функциональность без излишеств, устойчивость без агрессии, красоту — через сдержанность.
Процесс фотосъемки кладонии:
Вообще в этот день я поехал в сосновый лес, чтобы найти специальных сосновых пауков, но постоянные дожди внесли коррективы и я сразу же перестроился на грибы / мхи и макропейзажи в принципе. Замедлил жизненный ритм и сел около пня с пинцетом очищать будущий кадр от сосновых иголок и остального мусора, не несущего ничего толкового в композицию.
Результат был собран в стек из примерно 5-8 кадров. Меньше не получается никак.
Всегда поражает инопланетность макропейзажей. Никакая фантастика рядом не стояла.

Техника:
Nikon d5200 + Nikon 70-180mm f/4.5-5.6d ed micro-nikkor + внешняя вспышка
Параметры съемки:
F8, 1/30, ISO200
Выдержка очень длинная, потому что снимал стек и никуда не торопился. Грибы не убегут.
А вот диафрагму можно было и зажать до F11