На первый взгляд кузнечики подсемейства Gomphocerinae мало отличаются от своих сородичей — зелёные, суженные тела, длинные задние ноги, невозмутимый взгляд. Но при съёмке в макроформате открывается иная реальность: эти насекомые демонстрируют тонкие формы поведения, которые в правильном ракурсе выглядят как попытка «сказать что-то» взглядом, усиком, наклоном головы.

Лицо Gomphocerinae словно создано для выразительного макропортрета. Выраженные надглазничные выступы, изгиб лобного склона, пластиковая текстура усиков — всё это при фронтально-косом освещении создаёт эффект бровей и намёка на «выражение лица». При небольшой глубине резкости и повороте головы под углом 10–15°, их лицо приобретает почти мультяшную мимику — от лёгкой задумчивости до напряжённой настороженности.
Меня интересовал ростовой портрет в контровом свете, поэтому я сделал акцент на подсветке сзади. Люблю кузнечиковый градиент — от огненно-оранжевого до серо — зеленого на голове.
Наблюдаемые микроповедения, усиливающие эмоцию в кадре:
Наклон головы вбок и лёгкая вибрация усиков — визуально напоминают «вслушивание».
Постановка передних ног при перераспределении веса, сопровождающаяся вытягиванием тела — выглядит как поза ожидания. Резкий взгляд вперёд с остановкой движения — момент «замершей концентрации».
Лучшие моменты для съёмки — утренние часы. Влага ещё не испарилась, активность низкая, а свет — мягкий и объемный. После дождя кузнечики становятся более деликатными в движениях: часто чистят усики, поднимают грудной сегмент, высушивают крылышки или трепещут надкрыльями. Конкретно этот снимок был сделан днем в промежутках между ливнями. Кузнечик недоумевал — почему его все время поливают и в какой-то момент даже перестал отряхиваться. Какой в этом смысл — опять ведь обольют.

Именно в такие фазы проявляется то, что можно назвать мимикой движения: серия нескладных телодвижений, из которых легко выхватить выразительное мгновение.
В жаркие полуденные часы «играть лицом» они прекращают, переходя в фазу молчаливой бдительности. Вечером возможно снять интересные взаимодействия между особями — но об этом уже отдельный разговор.

Снимать строго в анфас или полноценный профиль — почти всегда провал. Лицо становится плоским, линия усиков спутывается с контуром головы. Рабочий угол для эмоции — от 25° до 45° по плоскости оси взгляда. Это позволяет визуально отделить усики от глаз, добавить текстурной глубины надглазничной зоне, а боковой мягкий свет создаёт рисунок, напоминающий «переживание».
Свет и фон

Контровой свет интересен, если вас интересует силуэт с активной формой тела: когда кузнечик стоит на рассеянном фоне травы с поднятой головой — можно передать торжественность позы. Этого снимал в контровом свете, чтобы показать прозрачность брюшка и голеней. Пришлось немного подсветить передний план, чтобы выделить фактуру растения, показать среду обитания.
Фон должен быть намеренно выбран: избегайте зон визуального шума — разбросанных трав, перегрузки бликами. Оптимально — однородная зона с небольшим градиентом по тону на уровне глаз объекта. Простой способ проверить фон: включите режим Live View и дефокусируйте объектив — посмотрите, не пересекает ли фоновая линия главную плоскость головы. Пересекает? Меняем чуть угол или пластику объекта.
Техника:
Nikon d5200 + Nikon 70-180mm f/4.5-5.6d ed micro-nikkor + вспышка по переднему плану
Параметры съемки:
F8, 1/160, ISO200