stacking

Как сделать стекинг в фотошопе в макрофотографии пошагово.

Стекинг — процесс обработки нескольких фотографий, при которой из каждого фото берутся наиболее резкие фрагменты

Предпосылки для стекинга (стэкинга). Теория.

Сколько бы мы не закрывали диафрагму, но при больших увеличениях и с коротких дистанций фокусировки (а так и снимается макро) в ГРИП (глубину резко изображаемого пространства) попадает не только лишь всё, что мы хотим. Но и «зажатая» диафрагма — не выход. Например, при недостатке света, когда получаются слишком длинные выдержки.

Раньше проблему расфокуса в предметной и макро-фотографии решали камерами большого формата с использованием «подвижек» tilt и shift. В данный момент плёнка всё больше и больше уходит в небытие, а профессиональные системы с цифровыми задниками, которые позволяют «сдвиг», «наклон», «поворот» и т.д. становятся нишевыми продуктами для профессионалов.
И стоят они… Даже не знаю, сколько может стоить цифровая камера с матрицей БФ-размера с подвижками. Думаю, что как чугунный мост вместе с крылом от самолета.

БФ камера Wista 45
БФ камера Wista 45 с задником 6*9 см.

Но прогресс дошел до невиданных чудес и используя обычное ПО на обычном ПК мы можем схитрить и получить изображение, резкое по всему полю, используя стекинг.

Что такое стекинг?

Стекинг (англ. stack — стопка) процесс обработки нескольких фотографий, при которой из каждого фото берутся наиболее резкие фрагменты. В дальнейшем итоговое изображение сшивается и получается максимальная резкость по всему полю. Конечно, если на кадрах-полуфабрикатах с резкостью всё в порядке. Рекомендуется при съемке с дальнейшим прицелом на стекинг делать «нахлест» по стекингу, чтобы не было пропусков.
На снимке ниже прекрасна видна нерезкая область. Смотрится неестественно среди резких участков.

пример расфокуса при стекинге
В центе кадра — нерезкая область при неправильно сшитом стекинге.

Делаем стекинг в фотошопе. Пошагово.

Я пользуюсь программой на английском языке, поэтому все термины будут на английском. У кого фотошоп на русском — все пункты в соответствующих местах.

Стекинг в фотошопе.
Два подопытных фото для стекинга.

Фото 1. Выбираем файлы для склейки. File — Automate — Photomerge

Стекинг в фотошопе.
Стекинг в фотошопе. Выбор фото для стекинга. File — Automate — Photomerge

Фото 2. Открывается диалоговое окно, в котором нажав на кнопку «browse» мы выбираем необходимые фото, которые приведены к одной яркости, тональности и т.д. Но можно и играть, получая внезапно интересные эффекты. Обязательно внизу убираем активную галочку «Blend Images Together», выделяем файлы и нажимаем «OK».

Стекинг в фотошопе.
Стекинг в фотошопе. Выбор фото на компьютере.

Фото 3. Программа провела работу по маскированию резких областей и теперь нам нужно сшить изображение вместе. Выделяем справа в окне «Layers» необходимые слои, нажав на них указателем мыши с зажатой кнопкой «ctrl».

Стекинг в фотошопе.
Стекинг в фотошопе. Процесс склейки.

Фото 4. Затем в пункте меню «Edit» выбираем «Auto-Blend Layers».

Стекинг в фотошопе.
Стекинг в фотошопе. Процесс склейки. Auto-Blend Layers

Фото 5. Появляется диалоговое окно «Auto-Blend Layers», в котором мы отмечаем «Stack Images» и нажимаем «OK». Если компьютер у вас быстрый, то результат мгновенный, если нет, то появляется «Progress Bar» (окно прогресса), в котором видно когда закончится сшивка.

Стекинг в фотошопе.
Стекинг в фотошопе. Процесс склейки. Stack Images

Наш результат:

Стекинг в фотошопе.
Результат стекинга

Возможные проблемы со стекингом в фш.

У фотошопа электронные мозги и он внезапно может решить, что именно вот эта область не должна быть резкой. Особенно часто это происходит, когда вы не просто склеиваете по фокусу, но еще и при этом делаете панораму. Например по вертикали. Ниже пример такого непонимания.

Вертикальная панорама - сосновая смола
Вертикальная панорама со стекингом — сосновая смола

А бывает и неплохой результат, например вот:

Отличный результат стекинга
Отличный результат стекинга

Размышления про стекинг:

Как бы мы не привыкали к фото из этих ваших инторнетов, но глазу комфортно видеть картинку, в которой главный объект находится целиком в ГРИП. Кроме того — это прекрасный способ оторвать объект от фона, полностью контролируя диафрагму, и как следствие, размытие.