Предпосылки для стекинга (стэкинга). Теория.
Сколько бы мы не закрывали диафрагму, но при больших увеличениях и с коротких дистанций фокусировки (а так и снимается макро) в ГРИП (глубину резко изображаемого пространства) попадает не только лишь всё, что мы хотим. Но и «зажатая» диафрагма — не выход. Например, при недостатке света, когда получаются слишком длинные выдержки.
Раньше проблему расфокуса в предметной и макро-фотографии решали камерами большого формата с использованием «подвижек» tilt и shift. В данный момент плёнка всё больше и больше уходит в небытие, а профессиональные системы с цифровыми задниками, которые позволяют «сдвиг», «наклон», «поворот» и т.д. становятся нишевыми продуктами для профессионалов.
И стоят они… Даже не знаю, сколько может стоить цифровая камера с матрицей БФ-размера с подвижками. Думаю, что как чугунный мост вместе с крылом от самолета.
Но прогресс дошел до невиданных чудес и используя обычное ПО на обычном ПК мы можем схитрить и получить изображение, резкое по всему полю, используя стекинг.
Что такое стекинг?
Стекинг (англ. stack — стопка) процесс обработки нескольких фотографий, при которой из каждого фото берутся наиболее резкие фрагменты. В дальнейшем итоговое изображение сшивается и получается максимальная резкость по всему полю. Конечно, если на кадрах-полуфабрикатах с резкостью всё в порядке. Рекомендуется при съемке с дальнейшим прицелом на стекинг делать «нахлест» по стекингу, чтобы не было пропусков.
На снимке ниже прекрасна видна нерезкая область. Смотрится неестественно среди резких участков.
Делаем стекинг в фотошопе. Пошагово.
Я пользуюсь программой на английском языке, поэтому все термины будут на английском. У кого фотошоп на русском — все пункты в соответствующих местах.
Фото 1. Выбираем файлы для склейки. File — Automate — Photomerge
Фото 2. Открывается диалоговое окно, в котором нажав на кнопку «browse» мы выбираем необходимые фото, которые приведены к одной яркости, тональности и т.д. Но можно и играть, получая внезапно интересные эффекты. Обязательно внизу убираем активную галочку «Blend Images Together», выделяем файлы и нажимаем «OK».
Фото 3. Программа провела работу по маскированию резких областей и теперь нам нужно сшить изображение вместе. Выделяем справа в окне «Layers» необходимые слои, нажав на них указателем мыши с зажатой кнопкой «ctrl».
Фото 4. Затем в пункте меню «Edit» выбираем «Auto-Blend Layers».
Фото 5. Появляется диалоговое окно «Auto-Blend Layers», в котором мы отмечаем «Stack Images» и нажимаем «OK». Если компьютер у вас быстрый, то результат мгновенный, если нет, то появляется «Progress Bar» (окно прогресса), в котором видно когда закончится сшивка.
Наш результат:
Возможные проблемы со стекингом в фш.
У фотошопа электронные мозги и он внезапно может решить, что именно вот эта область не должна быть резкой. Особенно часто это происходит, когда вы не просто склеиваете по фокусу, но еще и при этом делаете панораму. Например по вертикали. Ниже пример такого непонимания.
А бывает и неплохой результат, например вот:
Размышления про стекинг:
Как бы мы не привыкали к фото из этих ваших инторнетов, но глазу комфортно видеть картинку, в которой главный объект находится целиком в ГРИП. Кроме того — это прекрасный способ оторвать объект от фона, полностью контролируя диафрагму, и как следствие, размытие.