На куче форумов неофиты систематически задают одни и те-же вопросы: «Если я надену свой полтинник на макрокольца, смогу ли я снимать макро?» Сегодня постараемся ответить на этот вопрос на основе практических экспериментов.
Участники макро-теста 50 мм.
Nikon nikkor af 50 mm f1.4D — последних годов выпуска, оптическая схема — планар
Nikkor lens series E Ai-s 50 mm f1.8E — старый добрый бюджетный штатник от пленочных объективов 80-х годов
Helios 44-2 2/58 пожалуй самый распространенный штатник 50 мм. на территории РФ. Я пользуюсь им, когда нужно закрутить нерезкость в портретной съемке. Только нужно стараться подбирать задний план.
Nikon Micro-nikkor Ai-s 55 f3.5. Рабочая лошадка макрофото, лучшая цветопередача, самое адекватное кольцо фокусировки и технические характеристики.
Учитывая разные оптические схемы, минимально доступные дистанции фокусировки, фокусные расстояния и цветопередачи, мы понимаем, что все эти тесты только примерные. Но нас интересует только теоретическая возможность снимать макро хотя-бы 1:2 или 1:3. Для этого мы воспользовались макрокольцом 35 мм. Также будем снимать в речном режиме, чтобы исключить отсебятину автоматики.
Условия для всех одинаковые — снимаем 2 сюжета. На диафрагме F4 и F8. Минимальная диафрагма F4 была выбрана потому что:
- У микро-никкора 55/3,5 — это практически минимальная диафрагма, а у всех прикрытая. Но это микро-никкор, поэтому должен справиться.
- Если снимать макро на минимально возможной диафрагме, то получим минимальную ГРИП и не сможем понять — это объектив нерезкий или мы не смогли сфокусироваться.
Тест Nikon Nikkor af 50 mm f1.4D:
Nikkor af 50 mm f1.4D дал самый комфортный для моего глаза рисунок. Чем этот рисунок отличается от других — я не знаю. Но субъективные впечатления именно такие. Я думаю, что если бы снимал кто-то другой, то я бы не смог отличить эти картинки.
Также он почему-то дал картинку светлее на полстопа-стоп.
Цветопередача нейтральная, чуть желтит.
Тест Nikkor lens series E Ai-s 50 mm f1.8E:
Nikkor Ai-s 50 mm f1.8E дал нам фото на полстопа темнее, чем 50/1,4, показал прекрасный рисунок и вообще был молодец. Ранее я уже писал про сравнение этих полтинников:
Haworthia / Хавортия на штатник 50 мм
Тест Helios 44-2 2/58:
Helios 44-2 2/58 традиционно поджелтил фото, что в цифровую эпоху не является серьёзным упущением. Всё правится в фоторедакторе. По резкости и контрастности тоже все отлично.
Тест Nikon Micro-nikkor Ai-s 55 f3.5:
Кроме всех вышеперечисленных плюсов Nikon Micro-nikkor Ai-s 55 f3.5 показал минимальные искажения по цвету. В качестве постоянного объектива я бы выбрал именно его.
Выводы теста обычных штатных полтинников в макросъемке:
Для макросъемки можно выбирать любой объектив. Все огрехи, которые теоретически могут появиться — легко исправляются в графическом редакторе. На зажатой диафрагме F8 — F11 резкость как правило достигает предельных значений. Перспективные искажения на этих фокусных — минимальны и их можно не принимать в расчет.
Но если вы снимаете макро ежедневно, и это ваше основное фотонаправление, я бы посоветовал специализированный Nikon Micro-nikkor Ai-s 55 f3.5. Он готов к трудностям — его конструктив самый конструктивный с заложенным резервом по прочности. Ход кольца фокусировки самый длинный (позволяет точнее сфокусироваться) и плавный, без рывков.
Всем удачных макро-кадров. Ни один макро-лось не пострадал.